Powered by Invision Power Board
Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) Выслать повторно письмо для активации

  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> Заявленное право на рокировку
Элси Р.
Отправлено: Мар 28 2020, 20:20
Quote Post


Из двустволки - ТРИ!


Группа: Администраторы
Сообщений: 8,701
Пользователь №: 1
Регистрация: 15-Апреля 19
Статус: Offline

Репутация: 1




Попробуем собрать в одном месте задачи на эту тематику.

И заодно попробуем поприкручивать это Право к тем задачам, где автор этого делать не собирался.

===
Вспомним, что такое Заявленное право на рокировку.

"Если для решения задачи игрок заявляет о своем праве на рокировку, то в процессе решения задачи рокировка должна быть сделана натуральным образом независимо от того, нужно или нет это для решения задачи".

Отличие Заявленного права на рокировку от Возможности рокироваться заключается в следующем: возможность рокироваться нам нужна только тогда, когда мы хотим сделать рокировку. Если нельзя доказать, что рокировка невозможна - мы спокойно делаем рокировку. Но если нам рокировка для решения не нужна - то мы даже и выяснять тут не будем, имеем мы право на рокировку или нет.
А Заявленное право на рокировку нам требуется в других случаях: когда это как-то что-то меняет.
Ну там два варианта всего, как понимаю, когда нам это может потребоваться:
а) чтобы в начальной позиции передать ход другой стороне;
б) чтобы исключить возможность какого-то предыдущего хода.


--------------------
"Снова бьются стёкла..." (с)

"Президент Света - подстилка Тьмы" (с)
Top
Элси Р.
Отправлено: Мар 28 2020, 20:33
Quote Post


Из двустволки - ТРИ!


Группа: Администраторы
Сообщений: 8,701
Пользователь №: 1
Регистрация: 15-Апреля 19
Статус: Offline

Репутация: 1




Классическая задача Лобусова-Плаксина.

user posted image

Задачу мы решали уже. Поэтому только краткий алгоритм действий.

1. Выясняем, что последним ходом черных могло быть только d7-d5 или Kpg1-g2.
2. Белые заявляют о своем праве на рокировку и получают обременение в виде обязательности рокировки в процессе решения.
3. Право на рокировку у белых в данной позиции делает невозможным последний ход черных Kpg1-g2 (потому что в этом случае ладья белых h1 должна бы была делать ходы до этого, а мы только что заявили, что ладья ходов не делала).
4. Соответственно, единственно возможным последним ходом черных остается только d7-d5 и мы имеем право взять эту пешку на проходе.
5. 0. ... d7-d5 1. с5:d6+ (на проходе) Kpg2:g3
6. 0-0 (мы делаем рокировку, подтверждая ранее заявленное право на нее. Так нас обязали шахматные Правила).
7. Следующим ходом ставим мат, уложившись в заявленное число ходов (3).

====

Ну вроде понятно объяснить получилось.
По моему имху, понятнее, чем в авторском объяснении.

user posted image



--------------------
"Снова бьются стёкла..." (с)

"Президент Света - подстилка Тьмы" (с)
Top
Элси Р.
Отправлено: Мар 28 2020, 22:24
Quote Post


Из двустволки - ТРИ!


Группа: Администраторы
Сообщений: 8,701
Пользователь №: 1
Регистрация: 15-Апреля 19
Статус: Offline

Репутация: 1




Цитата (Элси Р. @ Сен 29 2019, 05:07)
user posted image

Имеют ли черные право на рокировку?


В позиции ход белых (обычно это не уточняется, потому что это следует по умолчанию).

Это не совсем по теме, но пусть будет.

При ходе белых в позиции тут можно доказать, что у черных нет права на рокировку.
Если бы в позиции был бы ход черных - то право на рокировку у них было бы. Последний ход белых мог быть, например: g4:Лh5.

Если бы в задаче было какое-то конкретное задание типа мата за столько-то ходов - то у черных была бы возможность, заявив о праве на рокировку, передать в начальной позиции ход от белых к черным. И, может быть, им это как-то помогло... smile.gif


--------------------
"Снова бьются стёкла..." (с)

"Президент Света - подстилка Тьмы" (с)
Top
Элси Р.
Отправлено: Мар 29 2020, 02:00
Quote Post


Из двустволки - ТРИ!


Группа: Администраторы
Сообщений: 8,701
Пользователь №: 1
Регистрация: 15-Апреля 19
Статус: Offline

Репутация: 1




Цитата (Элси Р. @ Окт 9 2019, 12:00)
А вот обещанная миниатюрка на вынос мозга.

В.Лисковец "Швальбе", 1983

user posted image

Мат в один ход

Вот как раз задача на пример передачи хода.

Так-то белые легко ставят тут мат в 1 ход. Фd8# (у черных есть последний ход королем или ладьей)

Но черные могут попробовать выкрутиться, заявив о своем праве на рокировку. Тогда ход в позиции перейдет к ним.

И задачи у сторон слегка видоизменятся:
а) белым нужно или поставить черным мат в 1 ход или не позволить черным сделать рокировку;
б) черным надо не получить мат в один ход и сделать рокировку.

То есть тут решение может быть достаточно длинным - до тех пор пока черные не сделают рокировку или пока белые не лишат их этой возможности.

Решение:
а) черные сразу делают рокировку 0. ... 0-0, но всё равно получают мат в 1 ход: Ф:g7#;
б) 0. ... g7:Фf6 (другие ходы этой пешкой не спасают от мата ферзем на d8, хотя можно и просто ладью съесть - это тоже решение будет) 1. h7 (препятствуя рокировке черных) f6. Король, конечно, не успевает догнать черную пешку - но белым это и не нужно. Белый король пойдет мучить черную ладью.
2. Кpd6 f4 3. Kpe5 f3 4. Kpf6 f2 5. Kpg7 f1Ф! (но было уже поздно!)
6. Кp:Лh8! (черные не подтвердили заявленное право на рокировку)


--------------------
"Снова бьются стёкла..." (с)

"Президент Света - подстилка Тьмы" (с)
Top
Элси Р.
Отправлено: Мар 29 2020, 02:28
Quote Post


Из двустволки - ТРИ!


Группа: Администраторы
Сообщений: 8,701
Пользователь №: 1
Регистрация: 15-Апреля 19
Статус: Offline

Репутация: 1




Ф.Абдурахманович, "Мат" 1977

user posted image

Мат в два хода

Тут прикол в том, что при ходе белых мат в два хода тут не ставится.

Поэтому белые делают финт ушами: заявляют о своем праве на рокировку! В этом случае у черных нету никакого последнего хода и ход переходит к ним. biggrin.gif

0. ... Kp:f3 1. 0-0 Kpe3 2. Фс3#

Белые выполнили обе свои задачи: и мат в два хода поставили и рокировку сделали. Причем она тут очень в тему была!



--------------------
"Снова бьются стёкла..." (с)

"Президент Света - подстилка Тьмы" (с)
Top
Элси Р.
Отправлено: Мар 29 2020, 02:48
Quote Post


Из двустволки - ТРИ!


Группа: Администраторы
Сообщений: 8,701
Пользователь №: 1
Регистрация: 15-Апреля 19
Статус: Offline

Репутация: 1




Г.Риндер, "Швальбе" 1977

user posted image

Мат в 2 хода

Обычным образом тут мат ставится через Кf6+.

Но черные могут попытаться выкрутиться, заявив о своем праве на рокировку.
У них нет последнего хода, ход переходит к ним. Всё по старой схеме!

0. ... Cc8:Фb7+ 1. Кре3 (любой другой отход короля приведет к проигрышу)

и у черных печальный цугцванг:
а) любой ход слоном приведет к ходу коня на b6 и последующему взятию ладьи (белые решат задачу, не позволив черным подтвердить заявленное право на рокировку); Димыч, как всегда, еще проще решение предложил - просто шах поставить конем и вуаля.
б) 1. ... 0-0-0 2. Kb6# (белые решили задачу, поставив мат в два хода).


--------------------
"Снова бьются стёкла..." (с)

"Президент Света - подстилка Тьмы" (с)
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll


 


Мобильная версия